На примере Ресурсного Центра подготовки и повышения квалификации педагогов по шахматам БПОУ УР «Дебёсский политехникум» (РРЦ)

План описания модели работы ресурсного центра по шахматам


ЦЕЛЬ создания РРЦ - продвижение проекта «Шахматы в школах» на территории региона, включая малые города и сёла региона. Масштабирование и тиражирование опыта проекта в регионы РФ, включая малые города и сёла.
Мероприятия направлены на:
  • 1
    Развитие детей и подростков
  • 2
    Повышение качества шахматного образования в школах и в секциях
  • 3
    Повышения качества преподавания шахмат в школах и в секциях
  • 4
    Обеспечение доступности занятий, особенно на малых территориях
  • 5
    Улучшение и увеличения методической базы в области преподавания шахмат (в т.ч. распространённых на студентов)
  • 6
    Организацию межведомственного взаимодействия
Базовые принципы создания и функционирования регионального Ресурсного центра:
  • Социальное партнерство
    предполагает реализацию сотрудничества государственного, некоммерческого и коммерческого секторов для обучения студентов, повышения квалификации педагогов в вопросах шахматного образования
  • Сетевая организация
    проектирования инновационной деятельности межведомственного взаимодействия и организации дополнительного профессионального образования работников сферы образования по вопросам межведомственного характера;

Непрерывность профессионального обучения на основе формирования системы постоянной адаптации индивидов к меняющимся условиям профессиональной деятельности, удовлетворение их индивидуализированных образовательных потребностей, в том числе, для достижения определенного социального статуса. Это впервые позволит объединить обучающихся различных ведомств, изучающих один вид профессиональной деятельности, направленный на решение проблемы с позиции межведомственного подхода.

КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЕТ СОЗДАНИЕ РРЦ?

Учебный ресурсный центр создается для решения следующих задач:
  1. Повышение квалификации педагогов, реализующих программу «Шахматы в школах», в том числе на малых территориях;
  2. Создание методического объединения педагогов «Шахматное образование»;
  3. Разработка и внедрение в образовательную деятельность научно-методических материалов по реализации программы «Шахматы в школах»;
  4. Организация стажировок для педагогов на базе образовательных организаций, Ресурсных центров, имеющих успешный опыт реализации программы «Шахматы в школах» совместно с Федерацией шахмат России и Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко;
  5. Организация и проведение семинаров, вебинаров и консультаций по разработке и реализации программ «Шахматы в школах»;
  6. Обеспечение развития шахматного образования с охватом обучающихся 1-4-х классов общеобразовательных школ;
  7. Помощь в оснащении оборудованием площадок для преподавания шахмат педагогами и студентами, прошедшими обучение в Ресурсном учебном центре, в том числе на малых территориях;
  8. Организация досуговой деятельности на базе РРЦ с целью обеспечения доступности и популяризации шахмат среди всех категорий населения, включая мероприятия по профориентации учеников старших классов для практики судейства школьных соревнований во время проведения турниров, а так же для проведения открытых уроков педагогами.

Предпосылки к созданию ресурсного центра

1.1. Проблемы и необходимость.


Необходимость создания новых учреждений и структур (в том числе ресурсного центра) возникает в связи с имеющимися или проявившимися недавно проблемами:


  • Острая нехватка квалифицированных кадров для преподавания школьных шахмат, низкая квалификация педагогов, реализующих шахматное обучение на данный момент. И школам, и региональной федерации нужны сильные кадры, способные вести системную и разноплановую работу по развитию шахмат на площадке образовательной организации.
  • Низкая организация либо отсутствие взаимодействия между практикующими педагогами.
  • Отсутствие разработок инновационных моделей для решения проблем в сфере шахматного образования.
  • Низкий уровень обмена опытом среди педагогов.
  • Недостаточное количество турниров или их отсутствие.
  • Отсутствие инвентаря или недостаточное количество.
  • Отсутствие помещений для занятий шахматами.
  • Отсутствие шахматного кружка или секции.

Необходимость возникает от инициативы. При решении одних проблем может возникнуть необходимость или инициатива на следующую, вытекающую из первой проблема.


Целевой группой проекта являются:


  • учителя/педагоги, студенты, воспитатели дошкольных образовательных учреждений, которые будут проходить обучение / повышение квалификации на базе регионального ресурсного центра и впоследствии смогут работать в общеобразовательных и спортивных школах, в том числе на малых территориях и Точках роста;

  • юные шахматисты (6-17 лет), которые будут обучаться и принимать участие в мероприятиях, организованных на базе РРЦ.

1.2. Инициатива населения и поддержка властей.


Инициатива возникает для решения проблем. Часть проблем население может решить самостоятельно или за счет спонсоров или волонтеров. Но, чаще всего, население с проблемами обращается к властям.


Можно выделить два вида инициатив:


  1. Инициатива снизу исходит от преподавателей, родителей, детей или от спортсменов-шахматистов, общественных организаций.
  2. Инициатива сверху исходит от, региональных властей (Минобр, Минспорт, правительство региона, региональная федерация), а также от федеральных властей (Минобр, Минспорт, правительство России, федерация шахмат России).

Дальнейшее развитие событий и решение проблем зависит от лояльности властей к данной проблеме, также от финансовых возможностей и возможности продвигать данный вопрос выше (на региональный уровень). К властям относим руководителей образовательных учреждений, главу муниципального образования и структурные подразделения муниципальных органов власти (образование, спорт, молодежная политика, социальная защита населения, культура). Власти, а также спонсоры, в свою очередь могут выдвинуть ряд условий для участия в решении проблемы. К примеру: охват должен быть не менее 100 человек, количество мероприятий не менее 15 в год, охват должен быть от 5 до 70 лет, количество обученных специалистов - 25 человек ежегодно, режим работы должен быть с 13.00 ч. до 21.00 ч. и т.д.

Пример инициативы снизу на малых территориях

Ресурсный Центр Дебесского политехникума.

Первый раз идея обучения педагогов начальных классов шахматам в Дебесском политехникуме была озвучена в 2012 году, после открытия шахматного клуба «Ход конем» в Дебесской средней школе тренером по шахматам Васильевым С.В. и начальников отдела по молодежной политике, физкультуре и спорту администрации Дебесского района Князевым А.Н. в интервью республиканским СМИ.
До 2018 года данная идея не находила поддержки. В 2018 году в Дебесы, на финал турнира среди сельских школьников Удмуртии приехал А.Н.Костьев, кандидат педагогических наук, председатель подкомиссии ДЮК ФШР «Шахматное образование». Так как Александру Николаевичу эта тема близка, он дал импульс руководству политехникума, муниципальным и региональным властям о более глубоком изучении данного вопроса. С этого момента идея обучения студентов педагогических специальностей методике преподавания шахмат рассматривалась на педагогических советах политехникума, совещаниях федерации шахмат Удмуртии.

В 2020 году в связи с проведением первых Всероссийских соревнований по шахматам среди сельских школьников в Дебесском политехникуме состоялось совещание с присутствием министра образования и науки Удмуртии, министра по физкультуре и спорту Удмуртии, руководителя Дебесского политехникума, главы района, технического директора федерации шахмат Удмуртии А.В.Ватлина, председателя подкомиссии ДЮК ФШР «Шахматное образование» А.Н.Костьева, заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики М.В. Хомича. Основной вопрос совещания – возможность и необходимость обучения студентов Дебесского политехникума новой дисциплине «методика преподавания шахмат». Итогом совещания явились поручения по подготовке пакета документов для открытия новой дисциплины в Дебесском политехникуме, а также подготовка к открытию ресурсного центра в Дебесском политехникуме.

Меньше, чем через месяц проект двух ресурсных центров по шахматам вошел в пакет соглашения между правительством Удмуртии и Фондом Тимченко, который был подписан 20 февраля 2020 года. С этой даты желания и планы начали воплощаться в реальность.


Меньше, чем через месяц проект двух ресурсных центров по шахматам вошел в пакет соглашения между правительством Удмуртии и Фондом Тимченко, который был подписан 20 февраля 2020 года. С этой даты желания и планы начали воплощаться в реальность.

Процесс создания РЦ

2.1. Обоснование необходимости.


Создание или открытие РЦ не является самоцелью. Для этого необходимо осознать и обосновать необходимость.

Открытие ресурсного центра обосновано при прогнозируемом решении ряда ключевых проблем: обучение необходимых кадров, охват запланированных групп и численности населения данной деятельностью, организация и проведение мероприятий разного уровня (школьные, муниципальные, региональные) для каждой запланированной группы населения.


2.2. Механизм формирования команды проекта.


Команда проекта необходима для грамотного, достоверного и оперативного формирования документации, правильного планирования и реализации поставленных задач.


Во главе проекта должен стоять штатный сотрудник учреждения, для того чтобы он совместно с руководством, с командой решал поставленные задачи, устранял замечания и недочеты. Это еще необходимо в связи с тем, что РРЦ создается в форме структурного подразделения учреждения. Соответственно руководитель РРЦ назначается руководителем учреждения.

Во-вторых, в команде должен быть инициатор. Это скорее всего детский тренер, педагог или ветеран спорта. Не всегда данный человек находится в штате учреждения, возможно он в штате смежного учреждения (спортивная школа, общеобразовательная школа, учреждение дополнительного образования, отдел по спорту, спортивный клуб…), но он необходим для реализации проекта, для амбициозных планов. Возможно таких специалистов несколько.

В-третьих, незаметная со стороны некоммерческая организация – Федерация шахмат региона. Один из представителей федерации должен курировать создающуюся ячейку структуры.

Он должен консультировать специалистов проекта, направлять, предоставлять имеющиеся статистические данные, рекламировать проект.

В команду проекта также входят сотрудники учреждения, координирующие дальнейшую деятельность проекта. Данные специалисты необходимы в период реализации проекта: руководитель учебной частью, заместитель руководителя по учебной части, специалист по платным услугам.

В команду проекта может войти сотрудник администрации района: сотрудник отдела по спорту, образованию, молодежной политике.


2.3. Согласование обязательств и финансовых расходов.


Открытие РЦ регионального уровня согласовывается региональным правительством с разграничением финансовых и нефинансовых обязательств между ведомствами, министерствами и учреждением.

Механизм согласования проекта на региональном уровне:


1. Команда проекта готовит пакет документов: положение о РЦ, смету расходов на оплату труда, коммунальные расходы, аренду помещений, приобретение инвентаря и оборудования, ремонт или оформление помещений, привлечение специалистов;

2. Команда проекта проводит предварительный анализ и предлагает варианты решения возникших вопросов. Некоторые вопросы могут решиться на предварительном согласовании. К примеру:

  • помещение (аудиторию) бесплатно предоставляет учебное заведение (спортивная школа, учреждение дополнительного образования, профессиональное образовательное учреждение);
  • ставку преподавателя (тренера) готово предоставить профессиональное образовательное учреждение с согласованием Минобра.
  • часть инвентаря в безвозмездную аренду готова передать спортивная школа.

3. В реализации проекта необходимо убедить в первую очередь: федерацию шахмат региона и администрацию района;

4. Федерация шахмат региона, администрация района и администрация учреждения данный проект должны донести до регионального правительства через правительственные комиссии, Минобр и Минспорт региона.

5. При заинтересованности властей в проекте создается рабочая комиссия с включением всех заинтересованных сторон.


Данная комиссия должна подробнее ознакомиться с проектом и принять решение.

Возможно участие федераций, фондов, меценатов в обеспечении РЦ техническими средствами обучения, учебной литературой, оргтехникой, необходимым инвентарем.

На примере Ресурсного Центра Дебесского политехникума.

Проект РЦ продвигался федерацией шахмат Удмуртии и руководством района через заместителя председателя правительства Удмуртии Михаила Хомича, так как он сам играет в шахматы и активно поддерживает этот вид спорта. Он принимал непосредственное участие в совещаниях, а также предлагал себя участником шахматных поединков с сильнейшими школьниками района, меценатами шахматных турниров на значимых республиканских шахматных мероприятиях проводимых в Дебесском районе.

Также Глава Удмуртии Александр Бречалов при встрече с жителями Дебесского района был непосредственно проинформирован об успехах района в шахматах и данном проекте.

Благодаря Фонду Тимченко было приобретено для РЦ:


- 16 комплектов шахмат, 16 электронных шахматных часов, проектор, принтер, шахматная литература (методические рекомендации, рабочие тетради), электронные программы для обучения, магнитная демонстрационная доска, 9 ноутбуков.


Дебесский политехникум в свою очередь выделил учебный класс, отремонтировал его в шахматном стиле, выделил мебель.


На следующем этапе, до начала нового учебного года необходимо было сделать следующие шаги:


  1. Согласовать внесение новых дисциплин в учебные планы с Минобрнауки Удмуртии. Данным вопросом занималась руководитель Дебесского политехникума.

2. Согласовать и внести новые ставки и должности в штатное расписание. Данным вопросом занималась заместитель руководителя Дебесского политехникума по учебной работе. Минобрнауки согласовало одну ставку руководителя РЦ, остальные специалисты оплачиваются согласно штатного расписания или за счет премиального фонда.


Минимальный список необходимого оборудования для работы шахматного ресурсного центра рассчитанного на 25 студентов, с учетом СТАНДАРТА ФШР по организации массовых шахматных турниров для детей и подростков:

  1. Комплект шахматного инвентаря (доска, комплект фигур, часы) – 1 комплект на двоих (в идеале на каждого), 15 комплектов на аудиторию;
  2. Магнитные демонстрационные шахматы размером 80Х80 см. – 1 комплект;
  3. Компьютер с выходом в интернет – 1 шт.;
  4. МФУ (устройство, совмещающее в себе функции принтера, сканера, копировального аппарата) – 1 шт.;
  5. Проектор и экран (диагональ не менее 100");
  6. Учебники по методике преподавания шахмат – 25 штук или электронная версия;
  7. Рабочие тетради – на каждого студента в зависимости от количества групп;
  8. Отдельная аудитория площадью не менее 60 кв.м.

STANDART_FSHR_PO_ORGANIZACII_MASSOVYH_TURNIROV_DLYA_DETEI_I_PODROSTKOV.pdf


2.4. Формирование необходимого пакета документов, плана работы и планируемых показателей.

При создании РЦ как структурного подразделения необходимо разработать положение о РЦ, план работы на год и на перспективу 3-5 лет, а также планировать показатели на каждый год или на полугодие.

Пример положения о РРЦ (смотреть)

Положение, планы работы готовит руководитель РРЦ по утвержденной в учреждении форме.

Положение о РРЦ рассматривается на педагогическом Совете учреждения, утверждается руководителем и размещается на официальный сайт. По необходимости в положение о РРЦ можно вносить поправки и изменения через процедуру рассмотрения на педагогическом Совете.

План работы РРЦ утверждает руководитель учреждения. По необходимости в план работы о РРЦ может вносить изменения руководитель РРЦ или руководитель учреждения.

3.0 Структура РЦ. Штатные должности.


Структура РРЦ формируется учреждением исходя из тех задач, которые поставлены перед РРЦ.


Обязательные штатные должности:

  • руководитель РРЦ
  • преподаватель РРЦ

Возможные штатные должности (в зависимости от объема работы или расширения зоны ответственности могут понадобиться дополнительные специалисты):

  • методист-организатор
  • специалист по платным услугам
  • лаборант

Функциональные обязанности штатных должностей:


  1. Руководитель РРЦ. Планирует, корректирует планы, подводит итоги работы РРЦ. Представляет РРЦ на совещаниях и конференциях. Участвует в разработке учебных программ и положений о соревнованиях. Следит за сохранностью инвентаря и оборудования в аудитории. Организовывает шахматные турниры учреждения, районные региональные на площадке РРЦ. Готовит информацию о шахматных событиях на официальный сайт и страницы социальных сетей учреждения. Организует судейские и тренерские семинары, курсы повышения квалификации.
  2. Преподаватель РРЦ. Разрабатывает образовательные программы, учебно-методические комплексы к ним. Проводит занятия в учебных группах согласно утвержденного расписания. Проверяет успеваемость студентов, выставляет оценки. Следит за сохранностью инвентаря и оборудования в аудитории. Организовывает шахматные турниры учреждения.
  3. Методист-организатор РРЦ. Занимается разработкой и проведением мероприятий, турниров, семинаров, конференций. Оказывает методическую помощь педагогам и тренерам по шахматам.
  4. Специалист по платным услугам. Данный специалист необходим при подготовке и проведении большого количества платных услуг (курсов повышения квалификации). Он занимается информированием о предстоящих курсах, формированием групп, сбором необходимых документов, формированием необходимых приказов, выдачей и рассылкой удостоверений.

Механизм работы модели РРЦ

4.1. Преподавание шахмат студентам очной формы обучения в профессиональных образовательных организациях педагогической направленности


Не может любая дисциплина вноситься в учебный план. В учебном плане определено и утверждено необходимое количество учебных часов в каждом семестре и итого за весь период обучения. Поэтому, чтобы внести одну дисциплину нужно забрать учебные часы у другой или других дисциплин, которые считаются менее приоритетными.

Для преподавания новой дисциплины в учреждении, после утверждения на педагогическом Совете руководитель учреждения издает приказ о создании ресурсного центра как структурного подразделения учреждения.


Во исполнение данного приказа выполняются следующие действия:


  • дисциплина вносится в учебный план учебной группы соответствующей профессии заместителем руководителя по учебной части;
  • разрабатывается образовательная программа на каждую учебную группу, на весь период обучения преподавателем дисциплины;
  • определяется аудитория для занятий. Руководитель учебной части предлагает варианты аудиторий на рассмотрение руководителю учреждения и руководителю РРЦ;
  • дисциплина включается в расписание занятий руководителем учебной части после внесения изменений в учебные планы;
  • производится расчет заработной платы сотрудников РРЦ. В заработную плату могут входить: оклад, доплаты за ведение кабинетом, районный коэффициент, за наличие педагогической категории, увеличение объема работы (при проведении мероприятий вне рабочего графика), премии за качественное выполнение заданий, за призовые места на различных турнирах.

Пример дисциплин по шахматам Дебесского политехникума:


  1. «Шахматы и методика преподавания шахмат в начальных классах» для профессии среднего профессионального образования «Преподавание в начальных классах».
  2. «Шахматы и методика преподавания шахмат в учреждениях дополнительного образования» для профессии среднего профессионального образования «Педагогика дополнительного образования».
  3. «Шахматы и методика преподавания шахмат для детей дошкольного возраста» для профессии среднего профессионального образования «Дошкольное образование».

По окончании обучения выпускник получает диплом государственного образца среднего профессионального образования. Ему присваивается квалификация в зависимости от выбранной специальности: учитель начальных классов, воспитатель детей дошкольного возраста, педагог дополнительного образования. В перечне прослушанных дисциплин в диплом вписывается дисциплина в зависимости от специальности: шахматы и методика преподавания шахмат для детей дошкольного возраста, шахматы и методика преподавания шахмат в учреждениях дополнительного образования, шахматы и методика преподавания шахмат в начальных классах. Учебная нагрузка студента – 258 часов.

Пример учебного плана Дебесского РРЦ (смотреть)

Пример рабочей программы Дебесского РРЦ


Рабочая программа учебной дисциплины «Шахматы и методика преподавания шахмат в начальных классах» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта для профессии среднего профессионального образования (далее – СПО): 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ШАХМАТЫ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки по специальности СПО: 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».

Программа учебной дисциплины может быть использована для обучения студентов заочного отделения.

Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам и студентам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Цели программы:

  1. Обучить правилам игры в шахматы.
  2. Обучить методике преподавания шахмат с учетом возрастно-гендерных особенностей школьников.
  3. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
  4. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

Задачи программы:

  1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
  2. Научить ориентироваться на шахматной доске.
  3. Научить, правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
  4. Научить, правильно применять дидактические игры, педагогические приемы с учетом возрастно-гендерных особенностей детей.
  5. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
  6. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
  7. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
  8. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
  9. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
  10. Сформировать умение записывать шахматную партию.
  11. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
  12. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные.


Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: социально-гуманитарный цикл.


1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:


  • построить занятие по изучению шахмат;
  • применять наглядные пособия, дидактические игры, интерактивные игры в соответствии с темой;
  • объяснять особенности шахматных фигур, показывать их движение по шахматной доске; - рассказывать об истории шахмат, организовывать упражнения с шахматными фигурами;
  • играть в шахматы, в том числе с учащимися;
  • организовывать шахматные турниры;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • вести запись партий;
  • рокировать, объявлять шах, ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход;
  • проводить элементарные комбинации на двойной удар в один-два хода.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:


  • методику преподавания шахмат для школьников, программу преподавания шахмат в учреждениях дополнительного образования, дидактические игры и их применение на занятиях;
  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия, начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья, вечный шах, двойной удар;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • правила хода и взятия каждой фигуры.
  • шахматные правила FIDE;
  • обозначение ходов при записи партий;
  • ценность шахматных фигур.

1.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК (ОК указываются из нового макета ФГОС СПО 2022 года по профессии/специальности).


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ШАХМАТЫ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы (смотреть)


2.2. ПРИМЕРНЫЙ тематический план и содержание учебной дисциплины III семестр

«Шахматы и методика преподавания шахмат в начальных классах» (смотреть)

Из выпускников 2022 года хочется выделить Ефремову Юлию. Она закончила Дебесский политехникум по специальности – учитель начальных классов и поступила в Игринскую СОШ №3. В первый же год заявила руководству школы о своих желаниях и возможностях обучать детей шахматам. Её услышали и предоставили возможность обучать детей начальных классов шахматам в форме кружка. Юлия набрала желающих заниматься шахматами детей 1-2 классов. В процессе своей педагогической деятельности обращалась в ресурсный центр за методической помощью по организации и планированию занятий, по вопросам организации турниров в школе. В декабре 2023 года Юлия впервые участвовала на региональных соревнованиях со своими воспитанниками.


Наиболее успешно усваивающие дисциплину студенты принимают участие в профильных (шахматных) республиканских лагерных сменах в качестве волонтеров, а также являются помощниками в проведении муниципальных и республиканских шахматных турниров. Для проведения Всероссийских соревнований по шахматам в Дебесском политехникуме ежегодно формируется отряд волонтеров из состава обучающихся. Волонтерство позволяет студентам посмотреть на шахматы с другой стороны, они общаются с детьми и педагогами других регионов, организовывают им игры, проводят экскурсии, болеют за команду закрепленного региона.


Ряд студентов в период обучения выполняют требования и условия для присвоения судейских категорий. К примеру, в 2024 году судейские категории получат два студента специальности «Преподавание в начальных классах» Коробова Елизавета и Максимова Алина.

Ряд студентов в период обучения выполняют требования и условия для присвоения судейских категорий. К примеру, в 2024 году судейские категории получат два студента специальности «Преподавание в начальных классах» Коробова Елизавета и Максимова Алина.

4.2. Организация и преподавание курсов повышения квалификации (КПК).


Для организации и проведения КПК по шахматам необходимо:


  • разработать дополнительную профессиональную программу
  • повышения квалификации (при необходимости на 16, 32, 74 часа);
  • определить аудитории (при очной форме обучения);
  • утвердить прейскурант цен в зависимости от количества часов. Цена складывается от расходов (коммунальные услуги, канцелярские расходы, амортизация помещений, оргтехники, инвентаря, услуги связи), которые несет учреждение, заработной платы педагога-лектора и рентабельности;
  • согласовать преподавателя курсов. Преподавателем курсов может быть сотрудник РРЦ или сотрудник учреждения или привлеченный специалист хорошо знающий тему курсов и имеющий педагогическое образование. С преподавателем курсов составляется гражданско-правовой договор;
  • утвердить сроки и режим проведения курсов.

Пример программы повышения квалификации РРЦ Дебесского политехникума (смотреть)


4.3. Организация и проведение турниров различного уровня.


Для организации и проведения шахматных турниров необходимо иметь:


  • квалифицированных судей,
  • помещение и мебель соответствующие санитарным требованиям и правилам вида спорта,
  • инвентарь соответствующий правилам вида спорта.

Отсылка на стандарт ФИДЕ и ФШР:

Стандарт ФИДЕ

Стандарт ФШР

Требования возрастают в зависимости от уровня соревнований.


4.3.1. Мероприятия учебного заведения.


В рамках учебного заведения турниры по шахматам можно проводить:

  • в рамках спартакиады среди студентов, среди учебных групп,
  • среди преподавателей и сотрудников,
  • среди студентов изучающих дисциплину шахматы.

Для организации и проведения данных турниров необходимы минимальные требования:

  • уметь играть в шахматы, знать правила;
  • иметь достаточно инвентаря;
  • утвердить положение и расписание игр;
  • иметь одного судью (возможно без судейской категории) владеющего правилами вида спорта, системой жеребьевки и ведением турнирной системы. Желательно иметь отдельного секретаря для фиксации результатов встреч.

4.3.2. Муниципальные


В рамках муниципального образования турниры по шахматам можно проводить:


  • в рамках спартакиады среди школьников, среди предприятий, ведомств и организаций, ветеранских организаций;
  • турниры посвященные знаменательным датам или известным землякам,
  • открытые первенства с приглашением шахматистов других муниципалитетов;
  • чемпионаты районов (без учета возраста);
  • турниры разрядников (при наличии достаточного количества).

Для организации и проведения данных турниров необходимы требования:


  • уметь играть в шахматы, знать правила;
  • иметь достаточно инвентаря;
  • утвердить положение, расписание игр и смету расходов руководством муниципалитета;
  • иметь не менее одного судьи с судейской категорией, а также помощников судьи (секретарь, линейный судья);
  • иметь оргтехнику и электронные программы для оперативного, независимого и объективного судейства соревнований.

4.3.3. Региональные


Региональные турниры по шахматам можно проводить:


  • в рамках спартакиад среди школьников, среди ведомств, ветеранских организаций, городских, сельских;
  • турниры посвященные знаменательным датам или известным землякам;
  • открытые первенства с приглашением шахматистов других регионов;
  • чемпионаты регионов;

Для организации и проведения данных турниров необходимы требования:


  • уметь играть в шахматы, знать правила;
  • иметь достаточно инвентаря соответствующего требованиям вида спорта;
  • включить мероприятие в календарный план по виду спорта;
  • утвердить положение, расписание игр и смету расходов Минспортом региона, федерацией шахмат региона;
  • иметь достаточно квалифицированных судей согласно правилам вида спорта.
  • иметь оргтехнику и электронные программы для оперативного, независимого и объективного судейства соревнований.

4.3.4. Всероссийские


Для организации и проведения Всероссийских соревнований необходимо:


  • включить мероприятие во Всероссийский календарный план. - региональная федерация, муниципальное образование и образовательное учреждение формируют оргкомитет по проведению соревнований. Оргкомитет согласовывает все вопросы подготовки, организации, проведения соревнований, досуга, питания, проживания, логистики, информировании, церемонии открытия, награждения и т.д.

Для организации и проведения задействуются многие учреждения района: образование, культура, СМИ, транспорт, коммунальные службы, общественное питание, волонтеры.


Главная роль в проведении подобных турниров отводится региональным федерациям шахмат. В их область ответственности входят:


  • в отведенные сроки подать аргументированную заявку на включение мероприятия во Всероссийский календарный план;
  • разработать положение и программу турнира;
  • сформировать судейскую бригаду согласно требований к уровню соревнований;
  • подготовить наградную и сувенирную продукцию;
  • организовать оперативное и достоверное информирование участников турнира о ходе соревнований;
  • организовать награждение призеров и победителей турнира согласно положения;
  • оперативно обработать и опубликовать итоги соревнований.

Пример Дебесского политехникума.


4.3.1. Мероприятия учебного заведения:

  • спартакиадный командный вид среди юношей и среди девушек;
  • личные турниры в группах;
  • личный турнир среди обучающих дисциплину.

4.3.2. Муниципальные:

  • первенство Дебесского района среди работников предприятий, организаций и территориальных округов;
  • первенство Дебесского района среди ветеранов;
  • первенства Дебесского района среди учащихся;
  • первенство Дебесского района среди учащихся начальных классов.

4.3.3. Региональные:

  • первенство Удмуртии среди сельских шахматистов по быстрым шахматам;
  • первенство Удмуртии среди сельских школьников по быстрым шахматам;
  • отборочные соревнования на республиканские зимние сельские спортивные игры.

4.3.4. Всероссийские

Всероссийские соревнования сельских школьников по быстрым шахматам и блицу. В 2023 и 2024 годах в турнире приняло участие более 300 школьников из 19 регионов России. Турнир проходил в течение 5 дней, для размещения участников были задействованы общежития политехникума (200 мест), школьный интернат (39 мест), гостевые дома села Дебесы (60 мест).

Перечень учреждений и организаций с.Дебесы задействованных в организации и проведении всероссийских соревнований:

  • Дебесский политехникум. Предоставил помещения для проведения турниров, проживания, организовал питание участников, предоставил волонтеров;
  • Дебесская средняя школа. Предоставила интернат для проживания, автобусы для организации логистики;
  • Управление культуры, молодежи и спорта. Организовали церемонию открытия и закрытия игр, досуговые мероприятия и конкурсы, экскурсии;
  • Муниципальное поселение организовало дежурство ДНД, расчистку улиц, площадей, автостоянок от снега.

4.4. Методическая поддержка выпускников


Студенты и слушатели курсов по окончании обучения нуждаются в консультации. Чаще всего вопросы возникают при применении полученных знаний на практике. Вопросы задают личному педагогу, но можно консультироваться и у других педагогов и у руководителя Ресурсного Центра.


Наиболее частые запросы от выпускников:


  1. Вопросы методики преподавания. Использовании методов и приемов, выбор предлагаемых методик при обучении шахматам различных групп детей и взрослых.
  2. Вопросы организации и проведения соревнований. Разработки положений, программ, формирования календарного плана, использование электронных программ для проведения турниров.
  3. Вопросы судейства соревнований.

Консультации проводятся по телефону или в социальных сетях. Реже выпускники приезжают для живого общения. Если вопросы поступают от многих студентов, то лучше создать групповую онлайн консультацию.


4.4.1. Интернет сообщества и клубы.


Для выпускников групп и курсов необходимо создавать интернет площадки, на которых возможны консультации с педагогами и сокурсникам. Необязательно создавать на каждую группу отдельную площадку, это перегружает педагога, достаточно новым выпускникам присоединяться к существующим.

Также возможно создание клуба на существующих шахматных интернет сервисах (lichess.org, stepchess.ru и т.д.).


Примеры организации клубов на шахматных интернет сервисах:

https://lichess.org/team/INtRiaRY

https://stepchess.ru/clubs


Создание подобных площадок выпускникам позволяет оперативно находить ответы на свои вопросы, а педагогам позволяет отслеживать деятельность своих выпускников.


4.4.2. Архивы практик и технологических карт.


Традиционный способ методической поддержки выпускников – это создание архивов лучших практик и технологических карт. Архив возможен в бумажном и электронном виде, который можно сформировать по специальности или по разделам программы. Электронный архив имеет ряд преимуществ: возможность быстрой корректировки, возможность архивации звука, музыки и видео.


Примечание: Создание архива стоит в плане работы Ресурсного Центра Дебесского политехникума на 2024 год. Ряд технологических карт проведения занятий в начальных классах уже отобраны, но не доработаны для размещения.


4.5. Взаимодействие РРЦ с активистами/общественниками/педагогами, реализующих шахматные проекты в малых городах и сёлах региона (в т.ч. методическая и консалтинговая поддержка).

При реализации шахматных проектов организаторы нередко обращаются за поддержкой к Ресурсным Центрам. Прежде всего помощь или услуга выражаются в обучении специалистов и педагогов; в консультировании по вопросам приобретения шахматного инвентаря и оборудования; в организации и проведении шахматных турниров.


Пример Дебесского политехникума.


  1. Реализация проекта «Белая пешечка» при поддержке АИС "Росмолодежь" проходила в 2023 году в 6 школах Вавожского района Удмуртской Республики. РЦ Дебесского политехникума участвовал в обучении педагогов, провел курсы повышения квалификации для 6 педагогов. https://dobro.ru/project/10064641
  2. Реализация проекта «Маленькая пешка» при поддержке Фонда президентских грантов проходила в 2020 году в дошкольных учреждениях г.Глазова Удмуртской Республики. РЦ Дебесского политехникума участвовал в обучении педагогов, провел курсы повышения квалификации для 10 воспитателей дошкольных учреждений. https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=EF392114-C166-4034-B2BC-45C5A9B1D220
  3. Реализация проекта «Дебют» в грантовом конкурсе «Спорт для всех» благотворительного фонда Владимира Потанина проходит в 2023-24 годах в дошкольных учреждениях Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики. Команда проекта обращалась за консультациями по выбору инвентаря и оформлению аудиторий. https://фондкультурныхинициатив.рф/public/application/item?id=27be3f96-b25c-40c0-9f84-d20c9f5eca5e

5. Проблемы и решения


5.1. Набор слушателей.


Проблема с набором слушателей возникает в следующих случаях:


  • потеря интереса и актуальности у абитуриентов к данной специальности или профессии;
  • демографическая ситуация в регионе, районе расположения учебного заведения;
  • низкая заработная плата в отрасли;
  • абитуриенты недостаточно владеют информацией об учебном заведении и специальностях.

Решение проблемы:


  • проведение информационной политики в общеобразовательных учреждениях:
  • встречи на школьных собраниях с выпускниками и их родителями, аргументированная агитация в свое учебное заведение и на конкретную специальность.
  • размещение положительного опыта, успехов студентов, педагогов на сайте учреждения, социальных сетях учреждения, педагогов и студентов.
  • проведение дней открытых дверей.
  • проведение государственной политики по повышению престижа педагога;

5.2. Трудоустройство.


При трудоустройстве возникают следующие проблемы:


  • отсутствие желания выпускника трудоустраиваться по специальности;
  • отсутствие учебных часов на кружки и секции по шахматам;
  • отсутствие шахматного инвентаря в учебном заведении;
  • нежелание руководства образовательного учреждения развивать шахматы.

Решение проблемы:


  • проведение государственной политики по повышению престижа педагога;
  • применение практики предварительного знакомства с учебным заведением (предварительным местом трудоустройства);
  • при отсутствии инвентаря, учебного класса и оплачиваемых часов можно использовать дистанционные формы обучения, родительскую плату, а также участвовать в конкурсах проектов для улучшения материально-технической базы, повышения квалификации педагогов, заработной платы педагогов.

5.3. Достижение порога возможностей.


Порог возможностей – это некая точка показателей, за которую в данный момент невозможно переступить.


Порог возможностей в нашем случае – это количество участников, продолжительность турнира, количество мероприятий в год, количество представленных школ, районов или регионов и т.д.


Как можно достичь порога возможностей:


  1. В количестве участников. В зависимости от возможностей организаторов порог может быть разным. Он зависит от имеющегося инвентаря, площади помещений, наличия судей, наличия программного обеспечения.
  2. В продолжительности турнира. Продолжительность нужно рассматривать в рамках одного дня, а также в количестве дней. В рамках одного дня может зависеть от аренды помещения, расписания автобусов, режима дня, учебы. Количество дней может быть ограничено и связано с продолжительностью лагерной смены, с продолжительностью аренды помещений, с продолжительностью каникул, с продолжительностью учебных дней, решением администрации.
  3. В количестве мероприятий, турниров. Можно рассматривать количество мероприятий или количество мероприятий-дней. Второй показатель приобретает важность для расчета средств на аренду помещений, питание, проживание, судейские и другие расходы. Количество мероприятий может быть ограничено насыщенностью мероприятий на объекте, отсутствием свободных дней для турниров, занятостью судей и специалистов, решением администрации.
  4. В количестве представленных команд. На данный показатель организаторы напрямую повлиять не могут, если сами не нарушили требования регламента: своевременно разослали, разместили на официальном сайте положение и программу о турнире. На это может повлиять административный ресурс (директор приказал, глава региона поручил и т.д.)

Расширение порога возможностей возможно. Для этого необходимо дополнительно задействовать административные, материальные и кадровые ресурсы.


Пример Дебесского политехникума.


Рассмотрим несколько порогов возможностей.


  1. Для проведения муниципальных шахматных турниров РРЦ совместно с Дебесской спортивной школой располагают 60-тью комплектами шахмат, соответственно одновременно принять на турнир возможно до 120 участников.
  2. Для проведения Всероссийских соревнований в селе Дебесы имеется 300 мест для проживания, соответственно более 300 мы физически принять пока не можем. В связи с этим, шахматисты близлежащих районов вынуждены ежедневно ездить домой. Количество койко-мест в общежитиях политехникума – 200, следовательно порог возможностей был сдвинут благодаря возможностям и соучастию местного гостиничного и гостевого бизнеса.
  3. Всероссийские соревнования в селе Дебёсы проводятся в период зимних каникул студентов, которые освобождают общежития. В другой период (кроме летних каникул) подобный турнир провести невозможно.

5.4. Фандрайзинг проекта – развилки.


Наиболее наглядно фандрайзинг проявляется при проведении шахматных турниров:


  1. Мероприятия посвященные какому-либо известному местному шахматисту или пропагандисту шахмат чаще всего проводятся с частичным или полным финансированием родственников или организации, в которой человек трудился или защищал ее честь на шахматных турнирах. Чаще всего финансируется наградная продукция, призы.
  2. Встречаются меценаты, которые на мероприятия выделяют свои средства ежегодно. Выделим две формы: средства перечисляются на счет региональной федерации шахмат и распределяются по мероприятиям или средства выделяются на конкретные мероприятия. Чаще всего меценат финансирует наградную продукцию, сувенирную продукцию. Условием может явиться использование продукции, логотипов и символики фирмы мецената.
  3. В развитии детских и юношеских шахмат в качестве партнера можно рассматривать родителей или представителей ребенка. Большинство, если не все, выездные турниры софинансируются родителями. Чаще всего на плечи родителей ложится питание, проживание или транспортные расходы, возможно страховка.

Пример Дебесского политехникума.


В муниципальный календарь включен шахматный турнир посвященный памяти Р.П.Степанова. Это один их значимых турниров на который приезжают любители шахмат из соседних районов. Родственники финансируют наградную продукцию, организовывают для участников бесплатный фуршет.

Ежегодно на площадке Ресурсного Центра проводятся республиканские соревнования среди сельских шахматистов. Наградная продукция финансируется торговой сетью «Корпорация «Центр» через федерацию шахмат Удмуртии.



5.5. Выстраивание горизонтальных связей с другими стейкхолдерами в секторе и вне.


Этот пункт также разделим на несколько подпунктов:


5.5.1. Выстраивание горизонтальных связей в шахматно-образовательной деятельности РРЦ.


  • РРЦ в первую очередь взаимодействует с региональной федерацией шахмат. Вопросы организации и проведения региональных и Всероссийских мероприятий на площадке РРЦ обсуждаются совместно.
  • По своей специфике РРЦ взаимодействует в педагогической деятельности с учреждениями образования: школы, дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования. Студенты обязаны проходить учебную практику в закрепленных образовательных учреждениях. В свою очередь образовательные учреждения получают бесплатный цикл занятий от студентов.
  • При организации и проведении республиканских или Всероссийских соревнований в сельской местности хорошим подспорьем являются налаженные связи с тренерскими кадрами других районов. На условиях взаимного доверия и партнерства тренеры привозят недостающий шахматный инвентарь, участвуют в судействе соревнований на безвозмездной основе.

5.5.2. Выстраивание горизонтальных связей вне шахматно-образовательной деятельности РРЦ.


  • В первую очередь необходимо отметить налаживание отношений с учреждениями культуры, так как организация мероприятий республиканского и Всероссийского уровней подразумевает проведение церемонии открытия и церемонии награждения. Данные мероприятия сложно организовать без работников культуры и звукоусиливающей аппаратуры.
  • При организации масштабных разовых мероприятий необходимо налаживать связи с гостиничным бизнесом и гостевыми домами для размещения гостей и участников. Подобная работа предстоит с организациями общественного питания: где, сколько, какое меню, в какие сроки кормить.

6. Программа развития, показатели РЦ.


Показатель РЦ: Увеличение доли образовательных организаций, в особенности в сельской местности, охваченных сетевой формой взаимодействия по профилю Ресурсного центра подготовки и повышения квалификации педагогов по шахматам.


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЦ 2024-2027 (смотреть)


7. Тиражирование


В данной главе приводится обоснование возможности тиражирования практик модели

РРЦ на другие виды спорта, виды деятельности и в другие регионы.


7.1. Перенос на другие виды спорта.


Модель РРЦ может быть перенесена на различные виды спорта: интеллектуальные, циклические, игровые, единоборства и т.д. Главное в тиражировании остаётся обучение педагогов. Одним из главных условий успешного переноса на другой вид спорта является региональная поддержка - местные спортивные федерации, местная администрация и наличие заинтересованной команды.


При переносе на другие виды спорта основными ограничениями могут выступать:


  • ресурсы рецепиента (организации создающей РРЦ) и ресурсы донора (фонда);
  • отсутствие интереса к виду спорта у тренеров, педагогов;
  • отсутствие интереса к виду спорта со стороны детей.

7.2. Перенос на другие виды деятельности.


Модель РРЦ по шахматам может быть перенесена на другие виды деятельности, поскольку она привязана не к спорту, а в большей степени к подготовке педагогов. Подготовка педагогов может приносить плоды в любой спланированной деятельности если соблюдать те же условия и избегать ограничений пункта 7.1.


Виды деятельности:


  • Технические: робототехника, авиамоделирование, конструирование;
  • Творческие: театральная студия, хореография, художественный кружок, декоративно-прикладное искусство, музыкальный кружок.
  • Интеллектуальное: шашки, нарды, го и т.д.
  • Патриотический и туристический клуб.

7.3. Перенос в другие регионы.


Модель РРЦ по шахматам Дебесского политехникума не имеет весомых ограничений и не требует значительных затрат, поэтому может быть использована в разных регионах при условии заинтересованности местных властей, а также при наличии инициативы. Однако при тиражировании модели в другой регион необходимо учитывать региональную специфику: популярность шахмат и отношение к нему в регионе.

Сотрудники РРЦ Дебесского политехникума готовы делиться наработанным опытом выстраивания системы обучения детей шахматам от обучения педагогов до организации региональных мероприятий на местах.



Новости