На примере Ресурсного Центра подготовки и повышения квалификации педагогов по шахматам БПОУ УР «Дебёсский политехникум» (РРЦ)
План описания модели работы ресурсного центра по шахматам
Непрерывность профессионального обучения на основе формирования системы постоянной адаптации индивидов к меняющимся условиям профессиональной деятельности, удовлетворение их индивидуализированных образовательных потребностей, в том числе, для достижения определенного социального статуса. Это впервые позволит объединить обучающихся различных ведомств, изучающих один вид профессиональной деятельности, направленный на решение проблемы с позиции межведомственного подхода.
КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЕТ СОЗДАНИЕ РРЦ?
Предпосылки к созданию ресурсного центра
1.1. Проблемы и необходимость.
Необходимость создания новых учреждений и структур (в том числе ресурсного центра) возникает в связи с имеющимися или проявившимися недавно проблемами:
Необходимость возникает от инициативы. При решении одних проблем может возникнуть необходимость или инициатива на следующую, вытекающую из первой проблема.
Целевой группой проекта являются:
1.2. Инициатива населения и поддержка властей.
Инициатива возникает для решения проблем. Часть проблем население может решить самостоятельно или за счет спонсоров или волонтеров. Но, чаще всего, население с проблемами обращается к властям.
Можно выделить два вида инициатив:
Дальнейшее развитие событий и решение проблем зависит от лояльности властей к данной проблеме, также от финансовых возможностей и возможности продвигать данный вопрос выше (на региональный уровень). К властям относим руководителей образовательных учреждений, главу муниципального образования и структурные подразделения муниципальных органов власти (образование, спорт, молодежная политика, социальная защита населения, культура). Власти, а также спонсоры, в свою очередь могут выдвинуть ряд условий для участия в решении проблемы. К примеру: охват должен быть не менее 100 человек, количество мероприятий не менее 15 в год, охват должен быть от 5 до 70 лет, количество обученных специалистов - 25 человек ежегодно, режим работы должен быть с 13.00 ч. до 21.00 ч. и т.д.
Ресурсный Центр Дебесского политехникума.
Процесс создания РЦ
2.1. Обоснование необходимости.
Создание или открытие РЦ не является самоцелью. Для этого необходимо осознать и обосновать необходимость.
Открытие ресурсного центра обосновано при прогнозируемом решении ряда ключевых проблем: обучение необходимых кадров, охват запланированных групп и численности населения данной деятельностью, организация и проведение мероприятий разного уровня (школьные, муниципальные, региональные) для каждой запланированной группы населения.
2.2. Механизм формирования команды проекта.
Команда проекта необходима для грамотного, достоверного и оперативного формирования документации, правильного планирования и реализации поставленных задач.
Во главе проекта должен стоять штатный сотрудник учреждения, для того чтобы он совместно с руководством, с командой решал поставленные задачи, устранял замечания и недочеты. Это еще необходимо в связи с тем, что РРЦ создается в форме структурного подразделения учреждения. Соответственно руководитель РРЦ назначается руководителем учреждения.
Во-вторых, в команде должен быть инициатор. Это скорее всего детский тренер, педагог или ветеран спорта. Не всегда данный человек находится в штате учреждения, возможно он в штате смежного учреждения (спортивная школа, общеобразовательная школа, учреждение дополнительного образования, отдел по спорту, спортивный клуб…), но он необходим для реализации проекта, для амбициозных планов. Возможно таких специалистов несколько.
В-третьих, незаметная со стороны некоммерческая организация – Федерация шахмат региона. Один из представителей федерации должен курировать создающуюся ячейку структуры.
Он должен консультировать специалистов проекта, направлять, предоставлять имеющиеся статистические данные, рекламировать проект.
В команду проекта также входят сотрудники учреждения, координирующие дальнейшую деятельность проекта. Данные специалисты необходимы в период реализации проекта: руководитель учебной частью, заместитель руководителя по учебной части, специалист по платным услугам.
В команду проекта может войти сотрудник администрации района: сотрудник отдела по спорту, образованию, молодежной политике.
2.3. Согласование обязательств и финансовых расходов.
Открытие РЦ регионального уровня согласовывается региональным правительством с разграничением финансовых и нефинансовых обязательств между ведомствами, министерствами и учреждением.
Механизм согласования проекта на региональном уровне:
1. Команда проекта готовит пакет документов: положение о РЦ, смету расходов на оплату труда, коммунальные расходы, аренду помещений, приобретение инвентаря и оборудования, ремонт или оформление помещений, привлечение специалистов;
2. Команда проекта проводит предварительный анализ и предлагает варианты решения возникших вопросов. Некоторые вопросы могут решиться на предварительном согласовании. К примеру:
3. В реализации проекта необходимо убедить в первую очередь: федерацию шахмат региона и администрацию района;
4. Федерация шахмат региона, администрация района и администрация учреждения данный проект должны донести до регионального правительства через правительственные комиссии, Минобр и Минспорт региона.
5. При заинтересованности властей в проекте создается рабочая комиссия с включением всех заинтересованных сторон.
Данная комиссия должна подробнее ознакомиться с проектом и принять решение.
Возможно участие федераций, фондов, меценатов в обеспечении РЦ техническими средствами обучения, учебной литературой, оргтехникой, необходимым инвентарем.
На примере Ресурсного Центра Дебесского политехникума.
Благодаря Фонду Тимченко было приобретено для РЦ:
- 16 комплектов шахмат, 16 электронных шахматных часов, проектор, принтер, шахматная литература (методические рекомендации, рабочие тетради), электронные программы для обучения, магнитная демонстрационная доска, 9 ноутбуков.
Дебесский политехникум в свою очередь выделил учебный класс, отремонтировал его в шахматном стиле, выделил мебель.
На следующем этапе, до начала нового учебного года необходимо было сделать следующие шаги:
2. Согласовать и внести новые ставки и должности в штатное расписание. Данным вопросом занималась заместитель руководителя Дебесского политехникума по учебной работе. Минобрнауки согласовало одну ставку руководителя РЦ, остальные специалисты оплачиваются согласно штатного расписания или за счет премиального фонда.
Минимальный список необходимого оборудования для работы шахматного ресурсного центра рассчитанного на 25 студентов, с учетом СТАНДАРТА ФШР по организации массовых шахматных турниров для детей и подростков:
STANDART_FSHR_PO_ORGANIZACII_MASSOVYH_TURNIROV_DLYA_DETEI_I_PODROSTKOV.pdf
2.4. Формирование необходимого пакета документов, плана работы и планируемых показателей.
При создании РЦ как структурного подразделения необходимо разработать положение о РЦ, план работы на год и на перспективу 3-5 лет, а также планировать показатели на каждый год или на полугодие.
Пример положения о РРЦ (смотреть)
Положение, планы работы готовит руководитель РРЦ по утвержденной в учреждении форме.
Положение о РРЦ рассматривается на педагогическом Совете учреждения, утверждается руководителем и размещается на официальный сайт. По необходимости в положение о РРЦ можно вносить поправки и изменения через процедуру рассмотрения на педагогическом Совете.
План работы РРЦ утверждает руководитель учреждения. По необходимости в план работы о РРЦ может вносить изменения руководитель РРЦ или руководитель учреждения.
3.0 Структура РЦ. Штатные должности.
Структура РРЦ формируется учреждением исходя из тех задач, которые поставлены перед РРЦ.
Обязательные штатные должности:
Возможные штатные должности (в зависимости от объема работы или расширения зоны ответственности могут понадобиться дополнительные специалисты):
Функциональные обязанности штатных должностей:
Механизм работы модели РРЦ
4.1. Преподавание шахмат студентам очной формы обучения в профессиональных образовательных организациях педагогической направленности
Не может любая дисциплина вноситься в учебный план. В учебном плане определено и утверждено необходимое количество учебных часов в каждом семестре и итого за весь период обучения. Поэтому, чтобы внести одну дисциплину нужно забрать учебные часы у другой или других дисциплин, которые считаются менее приоритетными.
Для преподавания новой дисциплины в учреждении, после утверждения на педагогическом Совете руководитель учреждения издает приказ о создании ресурсного центра как структурного подразделения учреждения.
Во исполнение данного приказа выполняются следующие действия:
Пример дисциплин по шахматам Дебесского политехникума:
По окончании обучения выпускник получает диплом государственного образца среднего профессионального образования. Ему присваивается квалификация в зависимости от выбранной специальности: учитель начальных классов, воспитатель детей дошкольного возраста, педагог дополнительного образования. В перечне прослушанных дисциплин в диплом вписывается дисциплина в зависимости от специальности: шахматы и методика преподавания шахмат для детей дошкольного возраста, шахматы и методика преподавания шахмат в учреждениях дополнительного образования, шахматы и методика преподавания шахмат в начальных классах. Учебная нагрузка студента – 258 часов.
Пример рабочей программы Дебесского РРЦ
Рабочая программа учебной дисциплины «Шахматы и методика преподавания шахмат в начальных классах» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта для профессии среднего профессионального образования (далее – СПО): 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ШАХМАТЫ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки по специальности СПО: 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».
Программа учебной дисциплины может быть использована для обучения студентов заочного отделения.
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам и студентам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Цели программы:
Задачи программы:
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: социально-гуманитарный цикл.
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
1.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК (ОК указываются из нового макета ФГОС СПО 2022 года по профессии/специальности).
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ШАХМАТЫ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы (смотреть)
2.2. ПРИМЕРНЫЙ тематический план и содержание учебной дисциплины III семестр
«Шахматы и методика преподавания шахмат в начальных классах» (смотреть)
Из выпускников 2022 года хочется выделить Ефремову Юлию. Она закончила Дебесский политехникум по специальности – учитель начальных классов и поступила в Игринскую СОШ №3. В первый же год заявила руководству школы о своих желаниях и возможностях обучать детей шахматам. Её услышали и предоставили возможность обучать детей начальных классов шахматам в форме кружка. Юлия набрала желающих заниматься шахматами детей 1-2 классов. В процессе своей педагогической деятельности обращалась в ресурсный центр за методической помощью по организации и планированию занятий, по вопросам организации турниров в школе. В декабре 2023 года Юлия впервые участвовала на региональных соревнованиях со своими воспитанниками.
Наиболее успешно усваивающие дисциплину студенты принимают участие в профильных (шахматных) республиканских лагерных сменах в качестве волонтеров, а также являются помощниками в проведении муниципальных и республиканских шахматных турниров. Для проведения Всероссийских соревнований по шахматам в Дебесском политехникуме ежегодно формируется отряд волонтеров из состава обучающихся. Волонтерство позволяет студентам посмотреть на шахматы с другой стороны, они общаются с детьми и педагогами других регионов, организовывают им игры, проводят экскурсии, болеют за команду закрепленного региона.
Ряд студентов в период обучения выполняют требования и условия для присвоения судейских категорий. К примеру, в 2024 году судейские категории получат два студента специальности «Преподавание в начальных классах» Коробова Елизавета и Максимова Алина.
4.2. Организация и преподавание курсов повышения квалификации (КПК).
Для организации и проведения КПК по шахматам необходимо:
Пример программы повышения квалификации РРЦ Дебесского политехникума (смотреть)
4.3. Организация и проведение турниров различного уровня.
Для организации и проведения шахматных турниров необходимо иметь:
Отсылка на стандарт ФИДЕ и ФШР:
Требования возрастают в зависимости от уровня соревнований.
4.3.1. Мероприятия учебного заведения.
В рамках учебного заведения турниры по шахматам можно проводить:
Для организации и проведения данных турниров необходимы минимальные требования:
4.3.2. Муниципальные
В рамках муниципального образования турниры по шахматам можно проводить:
Для организации и проведения данных турниров необходимы требования:
4.3.3. Региональные
Региональные турниры по шахматам можно проводить:
Для организации и проведения данных турниров необходимы требования:
4.3.4. Всероссийские
Для организации и проведения Всероссийских соревнований необходимо:
Для организации и проведения задействуются многие учреждения района: образование, культура, СМИ, транспорт, коммунальные службы, общественное питание, волонтеры.
Главная роль в проведении подобных турниров отводится региональным федерациям шахмат. В их область ответственности входят:
Пример Дебесского политехникума.
4.3.1. Мероприятия учебного заведения:
4.3.2. Муниципальные:
4.3.3. Региональные:
4.3.4. Всероссийские
Всероссийские соревнования сельских школьников по быстрым шахматам и блицу. В 2023 и 2024 годах в турнире приняло участие более 300 школьников из 19 регионов России. Турнир проходил в течение 5 дней, для размещения участников были задействованы общежития политехникума (200 мест), школьный интернат (39 мест), гостевые дома села Дебесы (60 мест).
Перечень учреждений и организаций с.Дебесы задействованных в организации и проведении всероссийских соревнований:
4.4. Методическая поддержка выпускников
Студенты и слушатели курсов по окончании обучения нуждаются в консультации. Чаще всего вопросы возникают при применении полученных знаний на практике. Вопросы задают личному педагогу, но можно консультироваться и у других педагогов и у руководителя Ресурсного Центра.
Наиболее частые запросы от выпускников:
Консультации проводятся по телефону или в социальных сетях. Реже выпускники приезжают для живого общения. Если вопросы поступают от многих студентов, то лучше создать групповую онлайн консультацию.
4.4.1. Интернет сообщества и клубы.
Для выпускников групп и курсов необходимо создавать интернет площадки, на которых возможны консультации с педагогами и сокурсникам. Необязательно создавать на каждую группу отдельную площадку, это перегружает педагога, достаточно новым выпускникам присоединяться к существующим.
Также возможно создание клуба на существующих шахматных интернет сервисах (lichess.org, stepchess.ru и т.д.).
Примеры организации клубов на шахматных интернет сервисах:
https://lichess.org/team/INtRiaRY
Создание подобных площадок выпускникам позволяет оперативно находить ответы на свои вопросы, а педагогам позволяет отслеживать деятельность своих выпускников.
4.4.2. Архивы практик и технологических карт.
Традиционный способ методической поддержки выпускников – это создание архивов лучших практик и технологических карт. Архив возможен в бумажном и электронном виде, который можно сформировать по специальности или по разделам программы. Электронный архив имеет ряд преимуществ: возможность быстрой корректировки, возможность архивации звука, музыки и видео.
Примечание: Создание архива стоит в плане работы Ресурсного Центра Дебесского политехникума на 2024 год. Ряд технологических карт проведения занятий в начальных классах уже отобраны, но не доработаны для размещения.
4.5. Взаимодействие РРЦ с активистами/общественниками/педагогами, реализующих шахматные проекты в малых городах и сёлах региона (в т.ч. методическая и консалтинговая поддержка).
При реализации шахматных проектов организаторы нередко обращаются за поддержкой к Ресурсным Центрам. Прежде всего помощь или услуга выражаются в обучении специалистов и педагогов; в консультировании по вопросам приобретения шахматного инвентаря и оборудования; в организации и проведении шахматных турниров.
Пример Дебесского политехникума.
5. Проблемы и решения
5.1. Набор слушателей.
Проблема с набором слушателей возникает в следующих случаях:
Решение проблемы:
5.2. Трудоустройство.
При трудоустройстве возникают следующие проблемы:
Решение проблемы:
5.3. Достижение порога возможностей.
Порог возможностей – это некая точка показателей, за которую в данный момент невозможно переступить.
Порог возможностей в нашем случае – это количество участников, продолжительность турнира, количество мероприятий в год, количество представленных школ, районов или регионов и т.д.
Как можно достичь порога возможностей:
Расширение порога возможностей возможно. Для этого необходимо дополнительно задействовать административные, материальные и кадровые ресурсы.
Пример Дебесского политехникума.
Рассмотрим несколько порогов возможностей.
5.4. Фандрайзинг проекта – развилки.
Наиболее наглядно фандрайзинг проявляется при проведении шахматных турниров:
Пример Дебесского политехникума.
В муниципальный календарь включен шахматный турнир посвященный памяти Р.П.Степанова. Это один их значимых турниров на который приезжают любители шахмат из соседних районов. Родственники финансируют наградную продукцию, организовывают для участников бесплатный фуршет.
Ежегодно на площадке Ресурсного Центра проводятся республиканские соревнования среди сельских шахматистов. Наградная продукция финансируется торговой сетью «Корпорация «Центр» через федерацию шахмат Удмуртии.
5.5. Выстраивание горизонтальных связей с другими стейкхолдерами в секторе и вне.
Этот пункт также разделим на несколько подпунктов:
5.5.1. Выстраивание горизонтальных связей в шахматно-образовательной деятельности РРЦ.
5.5.2. Выстраивание горизонтальных связей вне шахматно-образовательной деятельности РРЦ.
6. Программа развития, показатели РЦ.
Показатель РЦ: Увеличение доли образовательных организаций, в особенности в сельской местности, охваченных сетевой формой взаимодействия по профилю Ресурсного центра подготовки и повышения квалификации педагогов по шахматам.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЦ 2024-2027 (смотреть)
7. Тиражирование
В данной главе приводится обоснование возможности тиражирования практик модели
РРЦ на другие виды спорта, виды деятельности и в другие регионы.
7.1. Перенос на другие виды спорта.
Модель РРЦ может быть перенесена на различные виды спорта: интеллектуальные, циклические, игровые, единоборства и т.д. Главное в тиражировании остаётся обучение педагогов. Одним из главных условий успешного переноса на другой вид спорта является региональная поддержка - местные спортивные федерации, местная администрация и наличие заинтересованной команды.
При переносе на другие виды спорта основными ограничениями могут выступать:
7.2. Перенос на другие виды деятельности.
Модель РРЦ по шахматам может быть перенесена на другие виды деятельности, поскольку она привязана не к спорту, а в большей степени к подготовке педагогов. Подготовка педагогов может приносить плоды в любой спланированной деятельности если соблюдать те же условия и избегать ограничений пункта 7.1.
Виды деятельности:
7.3. Перенос в другие регионы.
Модель РРЦ по шахматам Дебесского политехникума не имеет весомых ограничений и не требует значительных затрат, поэтому может быть использована в разных регионах при условии заинтересованности местных властей, а также при наличии инициативы. Однако при тиражировании модели в другой регион необходимо учитывать региональную специфику: популярность шахмат и отношение к нему в регионе.
Сотрудники РРЦ Дебесского политехникума готовы делиться наработанным опытом выстраивания системы обучения детей шахматам от обучения педагогов до организации региональных мероприятий на местах.