В феврале в Новокузнецке прошел большой международный турнир. Семнадцать стран сыграли в «Кубке Интеллект Академии». Директор турнира Александр Владимирович Шукан дал интервью, в котором рассказал о закулисье соревнований.
⁃ Начнём разговор с главной особенности турнира? Чтобы те, кто всё пропустил, понимали о чём речь.
Так и сделаем. Формат «Кубка Интеллект Академии» уникален, аналогов в мире ему нет. Это командные соревнования, но каждый тур состоит из двух партий. Сначала капитан даёт сеанс второму, третьему, четвёртому и пятому игроку команды соперника, а потом играется стыковой матч.
⁃ Начнём разговор с главной особенности турнира? Чтобы те, кто всё пропустил, понимали о чём речь.
Так и сделаем. Формат «Кубка Интеллект Академии» уникален, аналогов в мире ему нет. Это командные соревнования, но каждый тур состоит из двух партий. Сначала капитан даёт сеанс второму, третьему, четвёртому и пятому игроку команды соперника, а потом играется стыковой матч.

⁃ Почему именно такая система?
Сеансы одновременной̆ игры – это очень зрелищно. В советское время так проходили турниры во Дворцах пионеров. Сеанс давали известные гроссмейстеры, и многие специально приходили посмотреть. У нас в роли сеансера выступает юный шахматист – может быть, еще интереснее. Ему нужно постоянно переключаться между досками, быстро считать варианты и принимать сложные решения.
Матч команда на команду – это шанс проявить лидерство. Каждая партия может оказаться решающей. Когда от твоих ходов зависит общий успех, чувствуется большая ответственность.
Поэтому мы объединили сеанс и командные соревнования в одном турнире – взяли самое яркое из разных форматов.
⁃ Сейчас «Кубок Интеллект Академии» — это огромный турнир. А с чего все началось?
В 2017 году появилась школа - «Интеллект Академия». Меня пригласили вести уроки шахмат, несколько детей показали свою заинтересованность. В 2019 году мы победили в проекте «Шахматы в школах» от Фонда Тимченко. На конкурсе требовалось представить свою учебную программу, показать, как ведем уроки, и предъявить результаты учеников. Условия идеально совпали с тем, что у нас было. Учебная программа, разработанная Владимиром Николаевичем Федоровым и Владимиром Петровичем Шуканом, использовалась к этому моменту уже 20 лет. Там есть замечательные авторские задумки, как лучше преподавать шахматы…
⁃ А расскажите, какие именно? Я как тренер просто не могу пройти мимо.
Основная цель — это научить детей рассуждать. После изучения фигур, мы сразу переходим к логическим задачам. Например, «Лабиринт» - построить маршрут фигуры. Или «Десант» - поставить короля на доску так, чтобы ему не было мата. Это учит ребенка видеть всю доску. Еще задачи на поиск всех шахов, поиск всех матов в один ход. При этом нет давления на результат, не чувствуется горечь поражения. На первом году обучения партии вообще не играются.
⁃ Почему?
Важно, чтобы у детей не появилось ощущение, что они проигрывают, что они слабые. Это очень быстро отталкивает от шахмат. Я думаю, когда мы обучаем детей, самое главное — это привить любовь к игре. А любовь появляется из красоты. Возможность конкуренции нужна, но позже.
Сеансы одновременной̆ игры – это очень зрелищно. В советское время так проходили турниры во Дворцах пионеров. Сеанс давали известные гроссмейстеры, и многие специально приходили посмотреть. У нас в роли сеансера выступает юный шахматист – может быть, еще интереснее. Ему нужно постоянно переключаться между досками, быстро считать варианты и принимать сложные решения.
Матч команда на команду – это шанс проявить лидерство. Каждая партия может оказаться решающей. Когда от твоих ходов зависит общий успех, чувствуется большая ответственность.
Поэтому мы объединили сеанс и командные соревнования в одном турнире – взяли самое яркое из разных форматов.
⁃ Сейчас «Кубок Интеллект Академии» — это огромный турнир. А с чего все началось?
В 2017 году появилась школа - «Интеллект Академия». Меня пригласили вести уроки шахмат, несколько детей показали свою заинтересованность. В 2019 году мы победили в проекте «Шахматы в школах» от Фонда Тимченко. На конкурсе требовалось представить свою учебную программу, показать, как ведем уроки, и предъявить результаты учеников. Условия идеально совпали с тем, что у нас было. Учебная программа, разработанная Владимиром Николаевичем Федоровым и Владимиром Петровичем Шуканом, использовалась к этому моменту уже 20 лет. Там есть замечательные авторские задумки, как лучше преподавать шахматы…
⁃ А расскажите, какие именно? Я как тренер просто не могу пройти мимо.
Основная цель — это научить детей рассуждать. После изучения фигур, мы сразу переходим к логическим задачам. Например, «Лабиринт» - построить маршрут фигуры. Или «Десант» - поставить короля на доску так, чтобы ему не было мата. Это учит ребенка видеть всю доску. Еще задачи на поиск всех шахов, поиск всех матов в один ход. При этом нет давления на результат, не чувствуется горечь поражения. На первом году обучения партии вообще не играются.
⁃ Почему?
Важно, чтобы у детей не появилось ощущение, что они проигрывают, что они слабые. Это очень быстро отталкивает от шахмат. Я думаю, когда мы обучаем детей, самое главное — это привить любовь к игре. А любовь появляется из красоты. Возможность конкуренции нужна, но позже.

⁃ Как интересно, мне нравится! Получается, благодаря программе, победили в проекте «Шахматы в школах»?
Да, и выиграли поездку в Сочи на соревнования. После этого появилось желание ездить еще. Со следующего года урок шахмат в школе стал официальным. Захотели проводить соревнования у себя, чтобы тренироваться и побеждать больше. Придумали городской командный турнир и назвали его «Кубок Интеллект Академии». Позвали соседние школы, чтобы было интереснее.
Еще через год добавили призы, провели соревнование весело и празднично.
В 2020 году турнир стал набирать популярность и впервые вошёл в городской календарь. Сначала проводили его на муниципальном уровне, потом на региональном.
ФШР поддерживала нас на всем пути. Когда на уровне области турнир хорошо себя показал , исполнительный директор ФШР Александр Васильевич Ткачев предложил увеличить масштаб в разы. И всё получилось.
Последние два года мы делаем «Кубок Интеллект Академии» международным.
Да, и выиграли поездку в Сочи на соревнования. После этого появилось желание ездить еще. Со следующего года урок шахмат в школе стал официальным. Захотели проводить соревнования у себя, чтобы тренироваться и побеждать больше. Придумали городской командный турнир и назвали его «Кубок Интеллект Академии». Позвали соседние школы, чтобы было интереснее.
Еще через год добавили призы, провели соревнование весело и празднично.
В 2020 году турнир стал набирать популярность и впервые вошёл в городской календарь. Сначала проводили его на муниципальном уровне, потом на региональном.
ФШР поддерживала нас на всем пути. Когда на уровне области турнир хорошо себя показал , исполнительный директор ФШР Александр Васильевич Ткачев предложил увеличить масштаб в разы. И всё получилось.
Последние два года мы делаем «Кубок Интеллект Академии» международным.

⁃ В прошлом году я тоже комментировала турнир, были страны СНГ, и это было очень круто. В этом играли ребята и из Америки, и из Африки, и из Европы. Они без проблем смогли добраться до Новокузнецка?
Главное, что смогли.
Длинный маршрут был у команды Венесуэлы. Когда мы отправили им приглашение на турнир, прямые рейсы до Москвы еще существовали. Под новый год всё отменили. В итоге ребята вылетели из Каракаса, прибыли на Кубу, провели там три дня, после этого из Гаваны вылетели в Москву, съездили на экскурсию в Федерацию шахмат России, а оттуда - в Новокузнецк.
У команды Кении тоже были приключения. Планировали так: Найроби - Доха - Дубай - Москва - Новокузнецк. Но упустили, что для пересадки в Дубае на самолет другой авиакомпании нужна виза. Это выяснилось за полтора часа до рейса из Найроби. И президент Федерации Кении написал: «Моя команда едет домой».
Главное, что смогли.
Длинный маршрут был у команды Венесуэлы. Когда мы отправили им приглашение на турнир, прямые рейсы до Москвы еще существовали. Под новый год всё отменили. В итоге ребята вылетели из Каракаса, прибыли на Кубу, провели там три дня, после этого из Гаваны вылетели в Москву, съездили на экскурсию в Федерацию шахмат России, а оттуда - в Новокузнецк.
У команды Кении тоже были приключения. Планировали так: Найроби - Доха - Дубай - Москва - Новокузнецк. Но упустили, что для пересадки в Дубае на самолет другой авиакомпании нужна виза. Это выяснилось за полтора часа до рейса из Найроби. И президент Федерации Кении написал: «Моя команда едет домой».

⁃ А как решили вопрос?
Мы быстро перестроили весь маршрут. Команда Кении летела через столицу Эфиопии. Получается, Найроби - Аддис-Абеба - Москва - Новокузнецк. Но и тут ситуация: обнаружилось, что в Аддис-Абебу не пускают без предъявления обратного билета. Команда «Интеллект Академии» эту проблему тоже решила. Мы успели сделать и отправить билеты в тот момент, когда шахматисты уже проходили паспортный контроль в Найроби.
⁃ Наверное, очень сложно было всё это организовать?
Непросто. Переговоры шли на английском и испанском. А из-за разницы в часовых поясах я был на телефоне практически круглосуточно. Много помогал Вадим Цыпин. Когда я ложился спать, он заступал на смену.
Мы быстро перестроили весь маршрут. Команда Кении летела через столицу Эфиопии. Получается, Найроби - Аддис-Абеба - Москва - Новокузнецк. Но и тут ситуация: обнаружилось, что в Аддис-Абебу не пускают без предъявления обратного билета. Команда «Интеллект Академии» эту проблему тоже решила. Мы успели сделать и отправить билеты в тот момент, когда шахматисты уже проходили паспортный контроль в Найроби.
⁃ Наверное, очень сложно было всё это организовать?
Непросто. Переговоры шли на английском и испанском. А из-за разницы в часовых поясах я был на телефоне практически круглосуточно. Много помогал Вадим Цыпин. Когда я ложился спать, он заступал на смену.

С иностранными командами на первых порах были сложности с пониманием. Куда ехать? Зачем ехать? Что за формат? Положение турнира не могло ответить на все вопросы, нужно было разговаривать лично. Бывало, что сначала я отвечал на вопросы президента Федерации, потом его заместителя, потом тренера команды, потом другого тренера… Я начал записывать, с кем на какую тему разговаривал, чтобы не запутаться.
До самого старта не верили, что все 42 команды доберутся, но просто продолжали работать. Гендиректор СГМК Денис Александрович сказал, что в этом вопросе мы должны дойти до конца.
⁃ Почему именно 42?
Знаковое число для нас, Кузбасс — это сорок второй регион. Изначально мы ориентировались на 10 зарубежных команд, но в процессе их заинтересованность возросла. Чтобы уложиться в общее число участников, ввели правило: не больше одной команды с региона РФ. Некоторые проводили у себя отборы.
Очень приятно, когда такая география участников. Сегодня видел, как мальчик из Кении показывал на карте свой город. Если взять все точки на карте, откуда прибыли участники, будет видно, насколько всё грандиозно. Когда на открытии называли страны, и ребята вставали, в сердце ёкнуло. Стало понятно, что у нас всё получилось.
До самого старта не верили, что все 42 команды доберутся, но просто продолжали работать. Гендиректор СГМК Денис Александрович сказал, что в этом вопросе мы должны дойти до конца.
⁃ Почему именно 42?
Знаковое число для нас, Кузбасс — это сорок второй регион. Изначально мы ориентировались на 10 зарубежных команд, но в процессе их заинтересованность возросла. Чтобы уложиться в общее число участников, ввели правило: не больше одной команды с региона РФ. Некоторые проводили у себя отборы.
Очень приятно, когда такая география участников. Сегодня видел, как мальчик из Кении показывал на карте свой город. Если взять все точки на карте, откуда прибыли участники, будет видно, насколько всё грандиозно. Когда на открытии называли страны, и ребята вставали, в сердце ёкнуло. Стало понятно, что у нас всё получилось.

⁃ Получается, участники благополучно прилетели и попали в суровую зиму. Как это было?
Наши люди встречали их в аэропортах России. Шахматисты с другой стороны земного шара впервые видели снег. У тренеров и игроков заранее собрали размеры одежды, чтобы сразу одеть их в теплое. Шапки, шарфы и обувь.
⁃ Были какие-нибудь забавные моменты с самими участниками? Все из разных часовых поясов, привыкли к разной еде, у всех разные традиции?
Все проблемы быстро решали.
Забавные моменты… В день приезда одна из команд опоздала на завтрак. Люди только что пролетели полмира, их нужно было срочно кормить. Волонтеры организовали второй, поздний завтрак.
В это время другие команды, которые поели вовремя, шли на регистрацию. И захотели присоединиться: «А почему им можно, а нам нет?». Организовали. Мы сомневались по поводу запланированного обеда в школе - все же уже сытые. Но мнение команд было единогласно: два обеда — это гораздо лучше, чем один. Со следующего дня стали готовить в полтора раза больше.
⁃ Участники из разных стран быстро подружились между собой?
Мы сделали всё для этого. Каждый день - дополнительные мероприятия.
В первый день был сеанс одновременной игры сразу с семью гроссмейстерами. 205 участников. Потом турнир по быстрым, в котором дети из разных стран объединялись в команды случайным образом. Каждый день было, чем заняться: шведские шахматы, катания на хаски, снежки, даже организованный шоппинг.
Наши люди встречали их в аэропортах России. Шахматисты с другой стороны земного шара впервые видели снег. У тренеров и игроков заранее собрали размеры одежды, чтобы сразу одеть их в теплое. Шапки, шарфы и обувь.
⁃ Были какие-нибудь забавные моменты с самими участниками? Все из разных часовых поясов, привыкли к разной еде, у всех разные традиции?
Все проблемы быстро решали.
Забавные моменты… В день приезда одна из команд опоздала на завтрак. Люди только что пролетели полмира, их нужно было срочно кормить. Волонтеры организовали второй, поздний завтрак.
В это время другие команды, которые поели вовремя, шли на регистрацию. И захотели присоединиться: «А почему им можно, а нам нет?». Организовали. Мы сомневались по поводу запланированного обеда в школе - все же уже сытые. Но мнение команд было единогласно: два обеда — это гораздо лучше, чем один. Со следующего дня стали готовить в полтора раза больше.
⁃ Участники из разных стран быстро подружились между собой?
Мы сделали всё для этого. Каждый день - дополнительные мероприятия.
В первый день был сеанс одновременной игры сразу с семью гроссмейстерами. 205 участников. Потом турнир по быстрым, в котором дети из разных стран объединялись в команды случайным образом. Каждый день было, чем заняться: шведские шахматы, катания на хаски, снежки, даже организованный шоппинг.

⁃ А тут были какие-нибудь случаи?
Они всегда есть. Например, за час до турнира по шведкам звонит представитель Таиланда. Говорит, ребята волнуются, не знают, как зарегистрироваться на турнир. Мы объясняем, что пусть просто приходят, все хорошо. Через полчаса представитель звонит снова. «Всё здорово, но они не знают, что такое шведские шахматы. Можете объяснить, как в них играть?». Вопрос решили, конечно.
Мероприятия прошли чётко благодаря волонтёрам и учителям «Интеллект Академии» - спасибо им за это. Работать шесть дней подряд в таком графике очень сложно, нужно откуда-то брать силы. Мне нравится, что волонтёры находили удовольствие в самом процессе, фотографировались с командами, много общались. В конце турнира было видно, как тяжело им прощаться с подопечными.
Были задействованы сто работников Академии, восемьдесят волонтеров, двадцать человек из охраны, еще водители, техническая команда, обслуживающий персонал, юристы, переводчики - почти двести пятьдесят человек.
⁃ Даже не представляю, как всё одновременно контролировать.
Конечно, это требует определённых усилий. Бывает, что на телефон параллельно идёт четыре звонка, и все - важные. Или просыпаешься утром и видишь 87 пропущенных сообщений. Думаешь: «Что случилось за это время?». А там просто пресс-служба спорит, какой пост лучше выставить.
Самое сложные недели были до начала турнира, пока всё согласовывали. Когда команды приехали, стало понятно, что дело в любом случае будет двигаться.
⁃ Какие эмоции сейчас? (прим. – пишем интервью сразу после закрытия соревнований)
Ощущение, что соревнования пролетели за один миг. Должно пройти время, чтобы можно было оценить правильность принятых решений. Пока все мысли о командах, документах и маршрутах.
Они всегда есть. Например, за час до турнира по шведкам звонит представитель Таиланда. Говорит, ребята волнуются, не знают, как зарегистрироваться на турнир. Мы объясняем, что пусть просто приходят, все хорошо. Через полчаса представитель звонит снова. «Всё здорово, но они не знают, что такое шведские шахматы. Можете объяснить, как в них играть?». Вопрос решили, конечно.
Мероприятия прошли чётко благодаря волонтёрам и учителям «Интеллект Академии» - спасибо им за это. Работать шесть дней подряд в таком графике очень сложно, нужно откуда-то брать силы. Мне нравится, что волонтёры находили удовольствие в самом процессе, фотографировались с командами, много общались. В конце турнира было видно, как тяжело им прощаться с подопечными.
Были задействованы сто работников Академии, восемьдесят волонтеров, двадцать человек из охраны, еще водители, техническая команда, обслуживающий персонал, юристы, переводчики - почти двести пятьдесят человек.
⁃ Даже не представляю, как всё одновременно контролировать.
Конечно, это требует определённых усилий. Бывает, что на телефон параллельно идёт четыре звонка, и все - важные. Или просыпаешься утром и видишь 87 пропущенных сообщений. Думаешь: «Что случилось за это время?». А там просто пресс-служба спорит, какой пост лучше выставить.
Самое сложные недели были до начала турнира, пока всё согласовывали. Когда команды приехали, стало понятно, что дело в любом случае будет двигаться.
⁃ Какие эмоции сейчас? (прим. – пишем интервью сразу после закрытия соревнований)
Ощущение, что соревнования пролетели за один миг. Должно пройти время, чтобы можно было оценить правильность принятых решений. Пока все мысли о командах, документах и маршрутах.

⁃ В следующем году «Кубок Интеллект Академии» будет снова? В том же формате?
Да, если все пойдет по плану.
Мы собрали пожелания и предложения команд после турнира. Будем думать. Формат турнира – сеанс и матч – точно останется прежним, а составы могут измениться. Сейчас капитаны выигрывают львиную долю партий, хочется усложнить им задачу.
Но ограничения по возрасту для третьего, четвертого и пятого номера команды точно сохранятся. Там играют первоклассники и второклассники, это традиция «Кубка Интеллект Академии».
⁃ Кстати, о кубках. Почему кубок на сцене сейчас был таким огромным?
Изначально было заявлено десять килограммов, но в итоге привезли впечатляющие сорок. Его с трудом могут поднять два человека. Поэтому во время награждения кубок вывозили на сцену с помощью передвижного стола. А победителям турнира вручили уменьшенные копии.
Да, если все пойдет по плану.
Мы собрали пожелания и предложения команд после турнира. Будем думать. Формат турнира – сеанс и матч – точно останется прежним, а составы могут измениться. Сейчас капитаны выигрывают львиную долю партий, хочется усложнить им задачу.
Но ограничения по возрасту для третьего, четвертого и пятого номера команды точно сохранятся. Там играют первоклассники и второклассники, это традиция «Кубка Интеллект Академии».
⁃ Кстати, о кубках. Почему кубок на сцене сейчас был таким огромным?
Изначально было заявлено десять килограммов, но в итоге привезли впечатляющие сорок. Его с трудом могут поднять два человека. Поэтому во время награждения кубок вывозили на сцену с помощью передвижного стола. А победителям турнира вручили уменьшенные копии.

⁃ Цели турнира выполнены?
Основной целью было объединение шахматистов разных стран. Ребята, которые к нам приезжали, увидели, какая Россия на самом деле - открытая и гостеприимная. Пройдёт время, и дети станут взрослыми. Они будут помнить. Мне кажется, это важно. Как говорится, GENS UNA SUMUS.
Основной целью было объединение шахматистов разных стран. Ребята, которые к нам приезжали, увидели, какая Россия на самом деле - открытая и гостеприимная. Пройдёт время, и дети станут взрослыми. Они будут помнить. Мне кажется, это важно. Как говорится, GENS UNA SUMUS.